пятница, 23 сентября 2011 г.

Я знаю, ты можешь лучше...

В начальной школе у меня были проблемы с чтением, поэтому я предпочитала математику. Там тоже возникали иногда сложности, но так по мелочам и в основном ошибки были на невнимание.
До пятого класса я была в тройке лидеров по математике. А в пятом классе моей учительницей стала жена папиного коллеги с которым у него были сложные отношения. Эта женщина решила отыграться за мужа на мне. Весьма педагогично, не правда ли?
Сначала она не хотела меня пересаживать с последней парты на первую. У неё не было пяти минут на эту процедуру. А т.к. учебники нам не привезли, то все задания записывались на доске и я их попросту не видела. В течении двух недель я подходила к ней с просьбой пересадить меня. Показывала справку от окулиста. Ей всё было некогда. Потом пришел мой папа и в этот же день у неё появилась свободная минутка.
Дальше начались мелкие придирки. Например линии не параллельны. Почему? Ну вот посмотрите, ведь по клеточкам провела. Ан нет, в начале я на карандаш нажала слегка, а потом сильнее, и у меня получилась вообще не прямая. Т.е. линия расширяется и значит когда-нибудь она пересечется с другой. Ведь это не отрезок, а прямая... Я рыдала, но старалась получить свою заслуженную пятерку.
Как-то раз в конце полугодия мы стояли у учительского стола и Наталья Анатольевна называла предварительные оценки. Мне была озвучена четверка. Я поинтересовалась, что мне нужно сделать, чтобы было пять. Она ответила: "Напишешь контрольную и математический диктант на пять, будет тебе пять..."
Совершенно счастливая я пришла домой, поделилась этой новостью с родителями и мама стала со мной заниматься. Математический диктант представлялся для меня самым сложным. Счет в уме мне давался с трудом.
Помню, как сейчас, то волнение с которым тогда считала в уме. Меня просто трясло. Мне нужна была пятерка. На пять можно было допустить две ошибки. Я допустила одну. Единственная в классе, кто допустил одну ошибку. Контрольная к тому моменту была уже написанная на отлично. В полугодие мне поставили четверку. Я до того удивилась, что спросила с места: "Вы же говорили, если я напишу контрольную и диктант на 5, будет 5!" Она посмотрела на меня поверх своих очков и улыбнулась: "Ну не знаешь, ты на пять..."
Сквозь слезы я сказала, что больше учить математику не буду. Я перестала делать домашние задания, перестала вообще стараться. И у меня была, по-прежнему, четверка. Когда меня учительница решила пожурить за это я поинтересовалась: "Вы мне ставите четверку, когда я ничего не делаю и ставите ту же четверку, когда стараюсь. Смысл стараться?" Она опешила: "Я знаю, ведь ты можешь лучше..."
На этом мои теплые отношения с математикой были окончены.

А потом было черчение. Нас была двое, кто легко видел детали в пространстве, но я ещё и чертила хорошо. У мальчика с этим было туго, хотя деталь он мог разобрать и по-лучше меня.
В итоге, учительница мне ставила четверку, придираясь к мелким неточностям, при этом моим одноклассникам она прощала грубые ошибки. Я негодовала: "Почему?" Мне отвечали: "Я знаю, ты можешь лучше!" Я хотела, чтобы оценивали не мои потенциальные возможности, а то что я сделала сейчас. Сейчас я сделала на отлично, будьте добры, поставьте отлично.
Мне поставили, но при этом дали задание из учебника для колледжа, в котором была ошибка в размерах. На свой страх и риск и предположила свой размер. Я была почти уверенна, что это подстава и проверка на вшивость. Мне поставили мою пятерку. Ошибка была случайным совпадением. Я отказалась сдавать черчение как переводной экзамен. Мне не хотелось получить "хорошо" и услышать: "А ты могла бы и лучше!"

У меня были огромные трудности с русским языком. Чтобы получить четверку, мне нужно было очень постараться. Я старалась. Даже учительница похвалила меня. Довольная собой дома заявила, что у меня четверка по русскому. Мама оправдала моих ожиданий: "Ну вот видишь, можешь на четверку, значит и на пять можешь!" И снова я рыдала...

Это было моим достижением. И никто не посчитал нужным поддержать и похвалить. Мне задавали следующую планку, не понимая, что я только что совершила подвиг, достигнув вот этой новой оценки.
После подобных слов мне не хотелось ничего делать. Я уходила в себя. Уходила в тень. Зачем стараться, ведь если ты стараешься, достигаешь успеха, а тебя не хвалят, не радуются вместе с тобой? А просто говорят, что ты можешь лучше.
Есть вариант менее энергозатратный для того, чтобы вновь услышать эту фразу. Ничего не делать. Да, ничего не делать, получать любой результат и слышать: "Ты можешь лучше!" Почему ты не достиг успеха? Нет, не потому что ты не дотягиваешь, и у тебя не хватает навыков, умения, усердия, старания, а потому что ты сам так решил и ничего не делаешь. Всё.
Таким образом я спасла себя от комплекса неполноценности. От комплекса неудачницы. Ведь, когда я старалась и не достигала максимального результата, это говорило о моей несостоятельности. Ведь другие дети могли достигнуть этого результата. Не важно, что этих детей были единицы, но были. Я уходила от сравнения. У меня было внутренние оправдание: я могла бы, но просто я ничего не делаю. Я не захотела.
Да, надо сказать, что были такие предметы как литература, где я тоже ничего не делала, но получала высший бал. И это тешило мое самолюбие. Мол кто-то впахивает и получает пять, а я могу даже не читать произведение и получить такую же оценку.
К чему это я? А как часто вы говорите своим детям школьникам, что они могут лучше? Какой результат при этом получаете вы?
Я совершенно точно знаю, что есть дети, которых эта фраза подстегнет. И они буду работать, работать, работать... и ждать, когда Вы им скажите: "Молодец!" И чем дольше они будут стараться и ждать от Вас "молодца", тем хуже будут становиться ваши отношения с ними. В один прекрасный момент, когда дочь крикнет вам в порыве: "Да какой там лучше? Куда лучше? Вы мне хоть сейчас скажите, что я молодец!" Вы округлите глаза от удивления и скажите: "Так ты молодец. Мы знаем. А ты что не знаешь, что мы так считаем?"...

Мне же нужна была похвала. Она и сейчас мне нужна для свершений. Если у меня что-то получается и меня хвалят я хочу сделать ещё лучше... и я смогу лучше. Когда же мне говорят: "Неплохо, но ты могла бы и лучше.." Мне хочется плюнуть в лицо и сказать: "Да что вы знаете о том, что я могу и могла?..."
Поддерживайте своих детей. Говорите им, что они молодцы. Молодцы не просто так, а потому что вы видите, как они стараются. Видите, как их успехи набирают силу...

Да-да, ты молодец! Ты достиг такого успеха, по сравнению с тем, как делал это раньше... Вот видишь, с каждым разом у тебя получается лучше и лучше! Здорово, что есть к чему стремиться и дальше!...

11 комментариев:

  1. Вопрос оценок, особенно в начальной школе вообще очень болезненный (я сейчас не говорю о похвалах в принципе, а именно об оценках). Детей не имею пока, но есть племянница, по настроению которой всегда можно с легкостью угадать, что она получила в школе. Потому что за 9 и 10 мама ее хвалит, за 8 - начинает морщиться, а за 7 уже ругает. Я могу допустить единственный случай, когда можно биться за оценки: 10 и 11 классы, перед поступлением (это если непременно нужно на бюджет). Но ребенка в 3-4 классе оценками душить, приучать его стараться только ради отметок, а не ради понимания материала... Да еще и демонстрировать свою любовь только при хороших оценках... Особенно если учесть, что ни отличный аттестат, ни красный диплом не влияют на качество жизни и уровень достигнутого успеха, что уже миллионы раз доказано жизнью. Я надеюсь, что мне никогда не придет в голову так вести себя по отношению к своим детям.

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажется, от комплекса неудачницы вас спасло и то, что вы понимали, что это предвзятое мнение учителя и несправедливая оценка. "Ты можешь лучше" - стоит говорить ребенку, который действительно может лучше. Но, к сожалению, родители часто необъективно оценивают способности своих детей и требуют от них невозможного.

    ОтветитьУдалить
  3. Ненавижу эту фразу! По-моему это "Ты можешь лучше" нужно вообще на законодательном уровне запретить употреблять в детских образовательных учреждениях. Ну какую мотивацию надеются пробудить такими словами? Мне посчастливилось, родные мне такого никогда не говорили, но вот зато во время учебы, и на работе (!) наслушалась... аж до аллергии :)

    ОтветитьУдалить
  4. Аня, как знакомо! ненавижу эту фразу! У меня было много таких случаев и золотая медаль пропала почти из-за этого. В 10 классе, оценка по геометрии (если не ошибаюсь) была между 4 и 5. причем 5 было больше, но по условиям педагога 5 должно было быть 2/3, а четверок 1/3. У мня умирает дедушка. я пропускаю итоговую контрольную и еду на похороны. Потом меня заставляют ее писать (почти в тот же день) Я пишу на 4. причем я все сделала правильно. ошибка была. когда я писала ответ. Т.е. в решении правильно все написано, а в ответе опечатка (назовем ее так), у меня 4 за год, золото мне теперь не видать было. Ответ "Ты можешь лучше" Да к черту вас всех таких педагогов. Ты права! Плевать мне что я могу, это моя проблема, а не их. Может я не хочу лучше, может на душе хреново, может у меня нет стимула. Благо родители вообще ко мне не лезли. Они просто сказали "Это надо тебе, надо учись, не надо - не учись"
    Вот я и "училась" спустя рукава, любила только несколько предметов (геометрия была среди них) и так жестоко она мне аукнулась. В общем я ЗА то, чтобы хвалить ребенка тут и сейчас. Просто за то, что он есть и звалить усиленно за то, что он старается.

    ОтветитьУдалить
  5. Да уж, в школе комплексов нахвататься проще простого. Мудрый чуткий и понимающий школьный учитель дорогого стоит. Я вот помню всерьёз какое-то время страдала комплексом отличницы. Несмотря на то, что способности к одним предметам и совершенные неспособности к другим выявились достаточно рано, добивала себя необходимостью во что бы то ни стало пятёрок везде, даже если не нравится и не даётся. Ну зачем??? Знаю точно, что своего будущего ребёнка всячески от этого ограждать буду. Нужное не трудно, трудное не нужно.

    ОтветитьУдалить
  6. T.S., вопрос оценок вообще очень интересен. ВЕдь оценку ставит человек, а человек судит крайне субъективно. Говоря именно о фразе "Ты можешь лучше!" это вообще, супер субъективность, которая приводит ко многим непониманиям, обидам и комплексам...

    Марика, знаете, может в первом конкретном случае так и есть. Я понимала, за что мне это. Хотя папа говорил, что если я знаю, значи знаю и никто не смог бы мне занизить оценку. Но это просто самые яркие примеры. Потом я хорошо рисовала, и рисунки тоже оценивались, но уже не оценками а местами на конкурсах... И мне, по-прежнему говорили, что я могу лучше. Я просто решила не учавствовать во всем этом. Только в девятом классе я плюнула на все эти оценки и "можешь лучше" и стала учавствовать в олимпиадах. Именно там я поняла, что лучший это либо тот, кто реально знает и занимается только этим предметом, либо тот, кто ведет нечестную игру. Я же знала просто хорошо. И я это смогла принять.

    Катюш, да преподаватели почему-то свято верят в волшебную возможность мотивировать этой фразой. И ведь, кого-то мотивирую. Правда дети при этом испытывают не самые нежные чувства к учителю. А кто-то скажет, как я: "Зачем, тогда я стараюсь?"

    Маш, история просто жуткая. Знаешь, мне вспомнился пост у Анны из блога Трямтрямдия. Она писала недавно именно про оценки. Так вот она так верно подметила, что учитель порой оценивает настроение и самочувствие ученика, а не его знания. Очень всё это грустно.

    Мария, я даже не знаю, зачем мы гонимся за этими оценками в школе. Это очередной стереотип перенесенный через года. В чем истинная ценность оценок? Пятерки, где-то на уровне подсознания делают нас хорошими в глазах наших родителей, знакомых и наконец, наших собственных...

    ОтветитьУдалить
  7. Анна, думаю, что иногда учитель говорит это, вообще не задумываясь над смыслом слов, просто как отговорка. Например, истории Марии - учитель, возможно, просто не хотел связываться с еще одной золотой медалью (это очень большая работа для учителя), а "ты можешь лучше" послужило удобной отговоркой.

    ОтветитьУдалить
  8. Так точно :) И такое бывает и это ещё хуже! :) Суть тут даже не в причине, по которой это говорят, а в том, что ЭТО говорят.

    ОтветитьУдалить
  9. Да, вопрос оценок очень сложный и чаще всего субъективный. Но новых критериев пока не придумали, увы. Я стараюсь не зацикливаться на оценках детей и им объясняю, что важнее знания, чем оценки, но и последние должны быть все же не низкими, ведь они учитываются при смене школы и поступлении в вуз.

    ОтветитьУдалить
  10. Отличный пост - благодарю!
    Когда-то мне тоже пришлось справиться с внутренним контролёром, который голосом мамы судил все мои поступки и решения. После того, как я поняла, что спрашивая про оценки своего сына с порога (как все время учит меня моя мама), я создаю прецедент для него когда-либо сказать мне, что кроме оценок меня больше ничего не интересует, я начала искать своим варианты диалога с ним. Диалога с моими родителями чаще не получалось....
    Насчет оценок вы правы: нам ВАЖНО ВЫГЛЯДЕТЬ в глазах других людей - это реализация страха "Меня не любят"....

    ОтветитьУдалить
  11. Я учусь на чужих ошибках и хвалю своего первоклашку из всех сил))

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)