среда, 5 октября 2011 г.

Учитель.

Сегодня Всемирный (он же Международный) день учителя. Если бы, не одно но (или много но), то это был бы и мой праздник.
Я никогда не мечтала стать учительницей. Это в мои планы совершенно не входило. Но так получилось, что в интересующий меня ВУЗ на бюджет я не прошла. На платное денег не было. Оставалось только идти работать, а на следующий год снова пробовать поступить... Правда я сделала отчаянную попытку пройтись по колледжам со своими результатами со специальностями смежными с психологией. Где-то набор был окончен, куда-то невозможно было дозвониться, а какой-то я просто не нашла... в общем, я совершенно смирилась с тем, что один год я пропускаю на работу.
Как-то утром меня будит мама: "Анечка, собирайся, я дозвонилась в колледж! Тебя берут!" Оказывается, моя мама не теряла надежду и по-прежнему периодически названивала туда, где не брали трубку. И дозвонилась. Поговорила от моего имени и ей сказали привозить документы.
Я совершенно счастливая собралась в дорогу. Ехать до колледжа было в сумме два часа. Но меня это не смущало. Ведь я буду учиться!
Брали меня на факультет "Педагог начальных классов. Психолог". Практически предел мечтаний. Ведь по окончании колледжа я могла поступить сразу на третий курс ВУЗа!
Моя радость поубавилась, когда наступил учебный год. Было очень интересно. Масса интересных предметов. Столько нового. Я была в восторге. Особенно от таких предметов как: психодиагностика, возрастная психология, общая психология, детская психофизиология...
Нам рассказывали, рассказывали... что-то от туда я ещё помню, что-то забылось. Надо сказать, что почти все, кто учились попали сюда из-за возможности в дальнейшем поступить в ВУЗ. Своего рода это была трехлетняя подготовка. Бесплатная. Кто-то хотел дальше на психфак, кто-то собирался продолжить обучение в педагогическом. И вот тут начинается самое интересное. Девочки, которые собирались стать учителями, совершенно серьезно не понимали зачем им столько психологии. Когда я услышала, как наша староста спросила у педагога по детской психофизиологии: "А зачем это нам? Мы же учителя! Мы считать и писать учим! Мы ж не психологи." Я думала мои глаза из орбит повылезают от удивления. Только в этот момент я осознала масштабы катастрофы. Все, кому интересна психология не собираются работать даже в школе. Те, кому не интересна, буду учить наших детей...

Нам так много рассказывали про выдающихся учителей города Москвы и не только. Мне очень стыдно признать, что фамилии их я уже не помню, а тетрадки, где они записаны хранятся у мамы. Но я помню лишь одно, эти учителя были потрясающими психологами, детскими психологами. Очень внимательными и чуткими. Из уста в уста передавались случаи из их жизни, о том, как они общались с детьми и каким счастьем было для детей общаться с ними.
Очень запомнилась история про учительницу начальных классов, которая преподавала в одной из московских школ. Она выпускала почти полный класс отличников. Детей с тройками у неё вообще не было. Все кто слышали о ней стремились отдать в её класс ребенка.
Вот только представьте: 30 учеников и все отличники и хорошисты. Ведь это что-то феноменальное! Методика у неё была довольно простая. Она рассказывала материал, тут же спрашивала детей, которые легко и быстро усваивают информацию. Они рассказывали уже своими словами. Потом она опрашивала, тех, кому нужно побольше времени и в последнюю очередь тех детей, которые были самыми слабыми. К тому моменту. когда до "слабеньких" доходила очередь, они слышали материал уже три раза: один раз от учителя и два от одноклассников. В результате все получали хорошие отметки.
Возникает вопрос: если методика обучения столь проста, почему её до сих пор не используют? Все просто, для этого нужно чувствовать детей, любить. К сожалению, таких людей не так много. В учителя сейчас не рвутся, это уже не престижная работа. Сейчас "училки", а раньше были "учителя". И произносилось это слово с легким придыханием и долей восторга...

Я не доучилась. Ушла на психфак. Решила, что мне просто необходимо понять как устроен внутренний мир ребенка, прежде чем с ними начать работать.
Сегодня мне хочется от всей души поздравить тех самых настоящих учителей, которые любят детей и свое дело. Тех, про которых спустя много лет вспоминают и говорят:"Мой учитель!"

11 комментариев:

  1. Аня,я училась в Госе, педагогики у нас и не было почти, всё больше науке учили, однако добрая половины курса отправилась в школы, воодушевленные, счастливые, были среди них и краснодипломники, и аспиранты на пол ставки. И что же? Энтузиазма хватило на пол года. Разбежались все почти, кто в журналисты, кто в менеджеры, кто в секретарши. Говорят, ну не могут они жить на эти деньги, плюс сама образовательная система никудышная, старшие коллеги с прокоммунистическими настроениями давят и тд и тп. Грустно это всё, бесперспективно. Но это я так, к слову. Тебя же с полупраздником поздравляю:)

    ОтветитьУдалить
  2. Если бы все учителя в школе были внимательными, чуткими, прекрасно объясняли предмет, справедливо оценивали ответы, то как бы мы научились жить в мире, где столько глупых, надменных, равнодушных людей? :) А вообще, это тяжелый труд, несколько часов на ногах и громко говорить, работать в женском коллективе, нести такую ответственность за детей, держать внимание класса 45 минут, сдерживать себя, когда они доводят до бешенства, не плакать от отчаяния, получая зарплату...

    ОтветитьУдалить
  3. Маш, в школе труно работать, если ты не равнодушный человек. У нас практика в школе начиналась со второго семестра первого курса. Т.ч. с школьной "кухней" нас знакомили сразу. Отсев происходил по ходу учебы...
    Спасибо за полупоздравление :)))

    Марика, если бы все были внимательными и чуткими, то и нас бы так воспитали и не пришлсь бы сталкиваться с реалиями жизни. Они были бы другими, но это утопия :)
    Труд бесспорно тяжелый и оплачивается он очень низко. Хотя сейчас учителям начальных классов зп повысили аж до 30 тясяч! Честно говоря смешно, если бы не было так грустно...
    Т.ч. согласна, это титанический труд.

    ОтветитьУдалить
  4. я не собиралась быть учителем, но работала в школе по специальности. Закончила 2 вуза. Филфак и учитель старших классов. Поняла многое и много в голове и душе перевернулось!
    Я до сих пор как бы переживаю ломку - хочу в школу!
    НО, я там не буду работать, по крайней мере в стандартной школе, где старые хранят и берегут свое место, дабы молодые не отправили их на заслуженный отдых и не отнял кусок хлеба. И потому, что если я приношу новое в школу и учу детей как мне подсказывает образование и сердце - приходит завуч и говорит "делай как я!" И все-все, кто хочет задержаться на работе в школе делают как они-она-оно и тд. Может мне школа не та попалась или я не такой учитель, но мне и хочется, и колется.

    ОтветитьУдалить
  5. Аня, интересно было почитать про твои воспоминания. У меня папа и мама полжизни проработали учителями. А я после учебы в начальной школе все время просиживала то у одного, то у другого в классе. Я видела всю подноготную и видела, как это смотрится со стороны. Может время тогда было другое (90-е годы), но в общем все было хорошо и все были довольны.А сейчас, мне кажется, все намного сложнее и дети стали более дерзкие и атмосфера другая ((
    Хотя, когда иду с папой. он часто встречает бывших учеников, они его даже сейчас узнают. благожарить начинают, практически каждый первый говорит, папа стал для него Учителем и на путь его истиный наставил. Так приятно это слышать даже мне. представляю, как ему приятно ))

    ОтветитьУдалить
  6. Аня, школы разные. Ведь многое зависит от директора. Есть и такие, где поддерживают молодеЖЖЖь и стремятся ко всему новому. А есть и такие про которые пишите Вы.
    Я помню, как ученик, как изменилась наша школы при смене директора. Это было что-то невообразимое! Не могу сказать, что старый директор была новатором, но она держала школу. Дети относились к ней с уважением и она к ним. И мы все это чувствовали.
    Что касается нового молодого директора. Это была вредная, меркантильная, мелочная женщина. Очень субъективная и двуличная. Всё. И учительский состав поредел (хорошие учителя ушли)и ученики стали вести себя по другому. Она развалила хорошую школу... Рыба гниеет с головы.

    Да, Маша, сейчас иначе. И ты права дети другие, потому что родители другие. И у родителей нет того уважения к учителям, что было раньше. Где-то основательно, а где-то и безосновательно.

    А про про папу: значит мои поздравления ему :)))

    ОтветитьУдалить
  7. Я вчера позвонила Нине Дмитриевне, поздравить ее с праздником и пожелала хороших учеников. Она так тяжело вздохнула.
    Я не моуг представить. что ж там за дети такие ...
    Я закончила психологический и знала точно, массы учить этому-не мое.

    ОтветитьУдалить
  8. Она и при нас иногда взыхала.
    Но думаю ситуация там стала не лучше. Всё-таки закрытый военный городок и своя "мафия" и дети ведут себя соответственно своим родителям.
    Да и сама ты, наверное, помнишь, что детям там заняться нечем... вообще, нечем.

    ОтветитьУдалить
  9. Как грустно вы про школу... Заколдованный круг какой-то. А ведь хороший учитель это ужас как важно!

    ОтветитьУдалить
  10. Ну не везде же так грустно. Я точно знаю, не везде.
    В моей последней школе была ситуация гораздо лучше. Но там я проучилась всего полгода...
    Правда наша заучит нынче грустит и тоже говорит, что мало молодежи заинтересованной идет в школу работать.

    ОтветитьУдалить

Буду рада вашим комментариям :)